Награды и примечания: Незаконченный в 1967 году, фильм был завершен и вышел на экраны только в 1987.
Краткое содержание: Веселая, героическая, трогательная и одновременно сатирическая история борьбы за Советскую власть, впервые снятая в стиле мистерии-буфф. Среди поэтов, палачей, торгашей и банкиров, шулеров, бандитов и проституток скрывается бесстрашный подпольщик, которому удается убедить солдат Атланты повернуть оружие против своих офицеров.
После того как этот фильм положили на полку функцию предварительной цензуры берет на себя сценарная и студийная редактура. Работать в кино становится все труднее, особенно молодым. В профессии оказывается все больше конформистов. С другой стороны — множество талантливых людей сломлено опытом "полки" и выброшено из творческой жизни. Кинематограф вступает в эпоху затяжного кризиса и застоя.
Странно, что-то никто не вспоминает первоисточник - пьесу Льва Славина. Пьеса, между прочим, просто великолепная и бесспорно имеет приеимущества перед фильмом. Но в защиту постановки - нельзя не отметить великолепной игры актеров, особенно Копеляна. Как он пел "Гром прогремел, золяция идеть..."! Это вообще, на мой взгляд, одна из трех лучших его ролей, наряду с Кафтановым из "Вечного зова" и Свидригайловым из "Преступления и наказания". А, ну и "17 мгновений весны", само собой... А также Аросева, Высоцкий, Золотухин, Толубеев, Юрский, Гелена Ивлиева (очень жаль, что ее больше никогда не приглашали на главные роли)... Руфина Нифонтова в роли мокрушницы Марии Токарчук стала для меня ужасно приятным открытием: никогда не думал, что она может сыграть и такое. К слову сказать, Токарчук в пьесе отмечена лишнь парой фраз и несколькими авторскими репризами, а Нифонтова сыграла так, что это уже никогда не забудешь, даже если очень захочешь. Далее. У меня сложилось впечатление, что фильм не был завершен или, во всяком случае, прежде чем отправить его на полку на 20 лет, чиновники его изрядно покромсали, а в 1987 то, что осталось, склеили (кстати, если внимательно смотреть и слушать, можно услышать несколько фраз, не соответствующих экранному действу - очевидно, ремарки как раз-таки 87-го. Так, например, в сцене "урока географии" Бродского мадам Ксидиас) - в фильме масса чисто сюжетных несостыковок. Много острых моментов из пьесы не вошло, но Полока и сам проявил изобретательность (лирическая связь Саньки и Женьки Ксидиаса, а также секретный договор белых с Антантой), и надо отдать ему должное, это не выпадает из общего фона и настроения и ни картины, ни пьесы не портит ни в коей мере. "Деревянные костюмы" - это душевно. А вообще, господа, лучше бы вы "Гарри Поттера" ругали - вот уж где есть гже разгуляться! Простите, если кого обидел. Насчет того, что время фильма прошло... Ну что ж, тема революции, особенно в таком изложении и с такой идеологической основой, сейчас не актуальна. Ежели революция и Гражданская война - тогда вот вам "Адмирал", пожалуйста. Ничто не вечно под луной, сейчас иные идеалы, иные взгляды. Лет через сто забудут даже "Иронию судьбы". Но фильм-то, как справедливо выразился предыдущий автор, хороший! И посмотреть его стоит (это я тем, кто еще не смотрел), да и показывать по ТВ тоже неплохо было бы(это К. Эрнсту).
Не гоните пургу, "Интервенция" - хороший фильм! Хоть я родился, когда Высоцкого пару лет в живых уже не было, но фильм я смотрел с удовольствием. Пусть говорят, мол время таких фильмов прошло. А по моему хорошее - вечно!
Ну это Вы погорячились, что В. Высоцкий в этом фильме - ноль. Игра его была может быть и не самой блестящей, но интересной и вполне убедительной. Не забывайте еще и о том, что игра актеров в фильме сильно зависит от характера роли и замысла режиссера. Согласен, что Е. Копелян его переиграл, но это было во многом связано именно с характером исполняемых этими актерами ролей, а также характером самого фильма. Не больно-то в роли В. Высоцкого в этом фильме можно и нужно было блистать. Полагаю, что некоторая сдержанность для этого персонажа была все же оправданной. Но если выбирать самого из самых по игре в этом фильме, то я бы на первое место поставил все-таки Ю. Толубеева. Честно говоря, что-то не припомню, чтобы типичного настоящего еврея так великолепно в кино мог сыграть даже кто-нибудь из евреев. Хотя, может быть, у Ю. Толубеева были еврейские корни, о которых мне неизвестно?
Высоцкий в этом фильме на фоне Копеляна - просто ноль. А чего стоит роль аптекаря, а как замечательна Аросева. Высрцкий хоть и играет главную роль, но играет ее не "по главному".
Автору: русичу
[27.12.2005]
у каждого фильма есть свое время (кроме шедевров, которые вечны). Этот фильм конечно не шедевр. Но в 1968 году кинотеатры бы ломились от натиска зрителей. Высоцкий был БОГ. И увидеть его, услышать - хотелось всем.
А кому это было нужно 20 лет спустя ?
Единицам. Отсюда и результат.
Впечатляют сейчас кого-нибудь фильмы: Октябрь, Броненосец Потемкин.... Нет! Их время прошло. Так и Интервенция - запаздала по вине коммунистов-бюрократов.
В художественном отношении фильм считаю интересным и довольно сильным, хотя и небесспорным, что называется "на любителя". Впрочем, такие жанры, подходы и поиски тоже нужны. Если же оценивать его с точки зрения честности, исторической достоверности, то он более спорный, хотя тоже ничего особо крамольного в нем не усматриваю. Не думаю, что фильм кого-то сильно оскорбляет и унижает или сильно искажает историческую правду. Ведь была же интервенция, ведь поддержало же большинство народа большевиков, причем без всякого зомбирования ТВ и СМИ! Нравится это кому-то или нет. Хотя, понятно, что далеко не во всем они оправдали доверие народа. И был, разумеется, тогда и героизм, и революционная романтика, и вера в светлые идеалы. Было немало также и смешного. Как говорится, и смех, и грех. Комична уже сама по себе политическая чехарда, происходившая в то время в Одессе и других южных городах России. Ну а своим юмором Одесса всегда славилась. Возможно, авторы фильма несколько превозносят революционеров и их сторонников и отчасти романтизирует бандитов и прочих уголовников. Но попробуйте найти где бы то ни было в кино безупречно объективный и выверенный подход к вопросам, имеющим политическое значение!? Что касается блатной романтики, то совсем без нее кино потеряло бы часть своей прелести. При этом в рассматриваемом случае создатели фильма таким путем не просто проявляют объективность и воплощают жизненную достоверность, но и не грешат сильно против нравственности. А настолько ли в то смутное время бандиты были хуже красных, белых, зеленых, петлюровцев, интервентов, чтобы их мазать только черной краской? Да все они в той или иной мере или под тем или иным предлогом убивали и грабили, только бандиты больше грабили, а остальные из перечисленных больше убивали, хоть и в основном "за идею". Думаю, что напрасно некоторые посетители форума так сильно драматизируют отдельные необычные моменты этого фильма. Впрочем, может быть они чего-то такое заметили, на что другие не обратили внимание. Поделитесь, только конкретно, "на пальцах" и без негодования, оскорблений. Добавляю, что в этом фильме по-настоящему блеснули своей игрой В. Высоцкий, Е. Копелян, В. Золотухин, О. Аросева, С. Юрский, Р. Нифонтова, Ю. Бурыгина, Ю. Толубеев. Актерский ансамбль воистину впечатляет!
Безымянному автору, рассказавшему о первом просмотре фильма в Одессе. Такое впечатление, что мы жили в разных Одессах. В нашем кругу эта веселая мейерхольдовщина были принята с восторгом и считалась шедевром
ленфильм вообще славился нестандартным кино
кто интересуется и имеет возможность скачайте нашу постановку ХОББИТа приколитесь. мы смотрим иногда по обкурке. =) рекомендую!
"может и не смешно,но тем для комедий хватит вполне"
Крови тогда пролили много - делать на этом материале комедию как-то не по человечески. Хотя, снял же Павловский "Зеленый фургон" и есть такое явление как "Маски-шоу"...
одесса за три года сменяет 19 властей , а количество местечковых республик до сих пор не могут сосчитать-может и не смешно,но тем для комедий хватит вполне.
Фильм не так, чтоб очень, но на полку его положили не за это, а за несерьезный подход к революционной теме. А в революции смешного и одновременно трагического было намешано примерно пополам.
Действительно Гафт там засветился в эпизодике. И кажется с голыми коленками и в шортиках, как и Г. Штиль!
Ну, а про концовку вообще слов нет! "Деревянные костюмы" В.С. Высоцкого ЭТО ПОТРЯСАЮЩЕ!!! Согласен с одесситом. И еще забыли Е.З. Копеляна (по моему Беня Крик, не помню точно, очень давно не видел фильм, и, что интересно нигде не могу найти) отлично сыграно!
<"Король-олень", "Каин XVIII", "Старая старая сказка">
Ничего общего с этими великолепными фильмами.
в Одессе, после снятия фильма с полки, народ собрался в кинозале, предвкушая просмотр шедевра. Освистать не освистали - но восторги тогда же и закончились.
Фильм снят в стиле театрализации, модной в те годы: "Король-олень", "Каин XVIII", "Старая старая сказка". Великолепная постановка, не имеющая определения жанра: ни оперетта, ни фарс, ни боевик, ни революционная драма, а нечто совершенно особенное, не до конца понятое современниками, опередившее время.
русичу-почитайте лучше историю Одессы,и вы убедитесь что то что творилось в этом городе в гражданскую войну потянет на десяток таких ,,фарсов,,Впрочем ,если вы за ,,белых,, то нет смысла доказывать.Фильм очень удачный-Высоцкий перед расстрелом-великолепен.
Не удивительно, что эта лента, снятая одесскими маргиналами, по-видимому для таких же местечковых маргиналов, "пролежал на полке" 20 лет. Человечество ничего бы не потеряло, если бы она оставалась там же и до "второго пришествия".
Удивление вызывает только то, что такие выдающиеся актёры, люди умные и разносторонне талантливые, как В. Высоцкий и В. Золотухин, согласились участвовать в этом грязном фарсе.
Впрочем, даже их участие ничуть не улучшило его качество. "Чёрного кобеля не отмоешь добела..."