Случай на театре или сказка с несчастливым концом.

  В конце XVIII века из Москвы в столицу переехал актер Сила Николаевич Сандунов. Он был принят в труппу петербургского придворного театра, где с большим успехом стал играть роли слуг и подьячих. Хитрый, пронырливый актер имел дурную славу интригана и обманщика и до смешного походил на своих персонажей. Часто Сандунов потворствовал дурным вкусам публики, произнося со сцены пошлые двусмысленности и откровенные скабрезности. Вот с таким-то ничтожным человеком и произошла история, сделавшая его героем всех петербургских околотеатральных разговоров, история, достойная стать сюжетом любого романтического рассказа.

  У Силы Николаевича была невеста, пятнадцатилетняя Лизонька Федорова, начинающая певица. Прекрасный голос, красота, живость сразу сделали ее любимицей публики. Сама императрица Екатерина II обратила на девушку свое благосклонное внимание и захотела с ней поговорить. Но Лизонька была так взволнована, что на простую просьбу царицы назвать свою фамилию ответила лишь невнятным бормотанием. Екатерина рассмеялась и повелела переименовать певицу из Федоровой в Уранову в честь недавно открытой планеты.

  К несчастью для девушки, сильными мира сего был замечен не только ее театральный талант. Могущественный вельможа, один из самых близких сподвижников Екатерины князь Александр Безбородко, пожелал, чтобы Лиза Уранова стала его любовницей. У Безбородко даже на фоне нравов екатерининского двора, известных своей распущенностью, была репутация страшного развратника. Лиза была в отчаянии – она любила своего жениха, не замечала его недостатков, а участь княжеской содержанки была ей ненавистна.

  Вскоре дирекция театра в угоду Безбородко уволила Сандунова. Однако актер не сдался, решив бороться за свою любовь до конца. По просьбе несчастного жениха автор шедшей тогда пьесы вставил новый монолог, полный прозрачных намеков на обстоятельства, приведшие к увольнению актера. Во время прощального спектакля Сандунов неожиданно прочел этот монолог со сцены. Осведомленная публика, сочувствуя влюбленным, неистово аплодировала. Безбородко был оскорблен, актера арестовали.

  Дальше эта история развивалась по законам сказки. Елизавета Уранова решилась искать защиты у императрицы. Как и Сандунову, ей пришлось использовать для этого сцену. Спев свою арию, Лиза бросилась на колени перед царской ложей. Ее прекрасные черные глаза были полны слез, а в руке зажато прошение.

  Екатерина II выслушала юную певицу и целиком встала на ее сторону. Директора театра были уволены, Сандунов выпущен на свободу. Императрица настояла, чтобы молодые венчались в придворной церкви, что было очень почетно, и дала за Лизой богатое приданое. После свадьбы Сандуновы покинули Петербург, причинивший им столько горя, и переехали в Москву.

  Если бы это была вымышленная история, то, может быть, она закончилась рассказом о том, что герои жили долго и счастливо и умерли в один день. Но на самом деле Сандуновы жили плохо. Сила Николаевич был груб со своей женой, бил ее, подозревая в супружеской неверности, сам же изменял с легкостью. Расстались супруги после того, как Сандунов присвоил себе деньги жены. Он добавил к ним принадлежащие ему средства и выстроил общественные бани, записав имущество только на свое имя. Богатым человеком нечестный муж пробыл недолго. Началась война с французами, и все его приобретения сгорели в знаменитом московском пожаре. Вскоре Сандунов умер. Его имя осталось в названии московских бань, восстановленных после победы над Наполеоном, известных на всю страну Сандунах.

  Елизавета Сандунова еще много лет после смерти супруга служила театру. Ее жизнь нельзя было назвать счастливой, она старела, режиссеры предлагали актрисе вторые роли. Жизнь, начинавшаяся, как сказка, заканчивалась грустно и тяжело.

Евгения Цейтлин, "КАПИТАЛ" № 8(22)
декабрь 2000г.